top of page

Испания, мавры, Альманзор.

О чем думал великий Альманзор, умирая в одиночестве полумрака прохладных покоев замка Мединачели... Ложе его было окружено близкими и придворными. И была скорбь их велика. Но смерть всегда одинока. Как был одинок в этот миг гроза мусульманского и христианского миров Испании 10 века.

Альманзор в бою на коне

Помнил ли он своё настоящее имя? Вспоминал ли красавицу Субх, которой был обязан своим быстрым возвышением? Или и на смертном одре он продолжал свои бесконечные битвы, которым посветил жизнь?

Альманзор

Мухаммад Ибн Абу Амир знал своё великое предназначение с раннего детства. Небогатые его родители и дед его взрастили в нем гордость рода своего, проистекающего от Тарика ибн Зийяда, завоевателя Андалусии, победителя в битве при Гвадалете.


Искать счастья он отправился в Кордобу, где он учился усердно. Заносчивость и надменность гордого юноши могли поспорить с его целеустремлённостью и страстью к знаниям. Он был талантлив и честолюбив. В поте лица он трудился писарем, записывая послания султану и ожидая того редкого случая, когда взойдёт его счастливая звезда.

В гареме

Эту звезду звали Аврора. Правда, в те дни ей было дано имя Субх. Это она заметила яркого юношу и убедила мужа дать ему должность управляющего своими поместьями. А потом и назначить его начальником монетного двора. Мы не станем судить о причинах столь стремительного взлета карьеры Мухаммада. Не наше это дело. А только прошло всего семь месяцев с момента первого появления его при дворе, как он завоевал полное доверие султана.

И вот, Мухаммад уже начальник городской стражи. После успешной экспедиции в Марокко для инспекции войск Омейядов, ибн Аби получил пост командующего наемными войсками. Ему тридцать восемь лет. Он полон сил и тщеславия. Его звезда Аврора по-прежнему ведёт его.

Науки в эпоху мавров

Султан Аль-Хакам умер. Кому достанется трон? Его брату или одиннадцатилетнему сыну? Тревожное время. Время действовать. И он действует. Он приказал задушить брата султана аль-Мунджира прямо перед его жёнами. Путь к власти открыт. Халифом объявлен Хишам - сын Авроры. Кордобским халифатом теперь правит он, ибн Аби. И она, Субх, все так же рядом с ним. Хишам лишь марионетка.


Спустя несколько лет ибн Аби изолирует Хишама вместе с гаремом в его дворце в Кордобе. Все, кто будет противится этому, все, кто попытается вернуть власть халифу, будут казнены. Ибн Аби, однажды получив власть, уже никогда ее не упустит.

Поклонение правителю

Он силён, как никогда. Он одержим войной. Дважды в год, зимой и летом, он совершает военные походы на христианские земли. Из 57 сражений он не проиграл ни одного. Теперь имя его аль-Мансур («аль-мансур-биллях» — «тот, которому помогает бог» или «победитель божьей милостью»). Так его зовёт народ, так нарекли его воины, которые обожают его. Христиане трепещут произнося его имя на свой лад - Альманзор.

Аль-Мансур внимателен к своему окружению. Он изгоняет из армии наемников, которые стекались в халифат со всей Европы. Ему были нужны верные ему берберы. Его армия не знает страха и поражений. В своих набегах Альманзор захватывает Леон и Галисию и останавливается только у подножия Астурийский гор.

Павшие перед Альманзором города

Перед ним пали многие христианские города. Самора, Саламанка, Леон, Памплона, Саагун, Бургос, Руэда и многие-многие другие склонились перед его могуществом. Ему приносили клятвы верности короли Кастильи, Леона и Наварры. Они платили ему дань. Он вмешивался в конфликты христианских корон в собственных интересах и жестоко наказывал непокорных. Он разорил и сжёг Барселону.


Если бы не он, история потекла бы по иному руслу. Когда Рамиро III, потерпев поражение в битве за Самору, признал себя вассалом халифата, недовольство баронов было столь велико, что они объявили Рамиро низложенным. Новым правителем Леона стал Бермудо III, побочный сын Ордоньо III.

Во дворце

Дочь короля Наварры Санчо II Абда была отдана в наложницей гарем Альманзора в знак того, что Наварра признаёт себя вассалом халифа и обязуется платить дань.


Он сеял ужас в сердцах христиан и наполнял гордостью мусульманские сердца. Он угонял в рабство сотни тысяч христиан и захватывал несметные богатства и христианские святыни. Он захватил и уничтожил город Сантьяго де Компостела, главную христианскую святыню Европы. Но пощадил могилу святого Иакова. На плечах христиан, он отправил в Кордобу колокола с собора святого Иакова.

Мексика де Кордоба

Эти ли картины ратных подвигов проносились перед взором умирающего? А может быть, он содрогался перед сценами собственной жестокости, когда он приказал содрать кожу со своего тестя, знаменитого военачальника Халиба, за то, что тот осмелился пробовать вернуть законную власть султану? Или сердце его наполнилось ужасом от воспоминания того, как собственноручно казнил своего сына за то, что тот был не согласен с его решением об объявлении наследника? Да мало ли крови было на его руках..


Но он знал, что находится на вершине власти вознесшегося, как никогда прежде, Кордобского халифата. Он не знал, что его решения, его дела и ратные подвиги вознесут государство и свергнут его в бездну. Что его правление будет началом заката великой мусульманской цивилизации.

Он не знал, что верные ему берберы, радикальные исламисты, уничтожат просвещенный ислам, разрушат великолепные дворцы и сожгут библиотеки. Он не понимал, что выпустил из бутылки джина темного и необразованного радикализма, что мусульманский мир теперь будут разрывать конфликты и внутренние войны. Что кровь просвещённых мусульман будет течь алыми реками, смешиваясь с кровью христиан и евреев.

Альманзор на смертном одре

Он лежит на своём смертном одре в одиночестве своих демонов и не знает всего этого. Но он знает, что могилу его осыпят пылью его битв, которую по его приказанию собирали с его одежды после каждой битвы. Что завернут его тело в саван, сшитый его дочерьми. И славное имя Альманзора не будет забыто людьми, как бы противоречиво оно ни было.

Ему 67 лет. И он умирает. Он прожил славную жизнь. Как бы ни прославляли или ни проклинали его люди, он оставил свой след в истории. В этом он уверен в своём одиночестве смерти. Ибо в смерти каждый одинок.


Испания мавры Альманзор




78 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comentários


bottom of page