Множество книг написано и еще больше историй рассказано о волшебном городе, стены которого высятся над бурными водами реки Тахо.
Летописцы нарекли его райским садом, где «цветок граната так же велик, как сам плод», где «изобилие продовольствия и неисчислимые богатства». Писали они и о том, что «жемчуга и драгоценные камни свободно продавались на рынке. Там же можно было найти украшенные изумрудами скрижали Соломона».
Имя этому городу Толедо. Множество легенд окутывают тайну его рождения.
Согласно преданий Ветхого Завета, задолго до рождества Христова, во времена царя Соломона евреи пришли Пиренейский полуостров. Об Испании - Сефарде- говорит пророк Авдий, пророк Иона посещал тартесов - древний народ Испании. Говорят, что ворота в храм Соломона были покрыты золотом, привезенным именно отсюда. Так что, евреи селились здесь за тысячу лет до нашей эры. И древнейшую общину на гранитной скале, которую огибает река Тахо, создали потомки колен Иехуды и Беньямина вскоре после разрушения Первого Храма. Так утверждал великий Абрабанель. Даже в названии города Толедо звучит древний язык - «талтела» (скитания); «толдот» (родословие).
Об этом неспокойном и талантливом народе, который населял Толедо, его взлетах и падениях, о волнах непокорной истории и будет наш небольшой рассказ.
«В четвертый день творения бог создал солнце и поставил его прямо над Толедо, поэтому их город старше остальной земли. Город древен, тому есть много доказательств. Им владели еще карфагеняне, затем шестьсот лет - римляне, триста лет - готы-христиане, четыреста лет - арабы. Теперь уже сто лет, со времени славного короля Альфонсо, им опять владеют христиане и будут владеть до Страшного суда».
Лион Фейхтвангер «Испанская баллада»
Жизнь евреев в Толедо во период господства римлян можно назвать в целом благополучной. Плодородные земли, жаркое солнце и обилие воды создавали прекрасные возможности для земледелия, а развитие городов и торговых связей империи способствовали ремёслам и торговле. И сефарды во всем этом преуспевали. Римские хроники отмечают массовые переселение евреев на столь привлекательную испанскую землю.
Проходят столетия, и Империя пала. Город, ставший аванпостом Римской Империи, богатый и украшенный античными храмами, и театрами разрушен ордами варваров. В пятом веке нашей эры Толедо становится столицей молодого вестготского королевства и центром политической культурной и религиозной жизни. Толедо по - прежнему богат.
«Эпоху величия и расцвета … город пережил во время господства христианских, вестготских властителей, потомками коих являются они, рыцари. В ту пору Толедо был самым богатым, самым великолепным городом на свете. Король Афанагильд дал в приданое своей дочери Брунгильде сокровища стоимостью в три тысячи раз тысячу золотых мараведи. У короля Реккареда был стол иудейского царя Соломона, выточенный из гигантского цельного изумруда и вделанный в золото, а еще у короля Реккареда было волшебное зеркало, в которое можно увидать весь мир».
Лион Фейхтвангер «Испанская баллада»
Из камней и плит римских построек христианами вестготами возводятся многочисленные храмы. И пока вестготы проповедовали арианство, все было в целом неплохо. Умные и предприимчивые евреи даже занимали высокие государственные должности.
Все изменилось, когда вестготы приняли католицизм. Агрессивный и непримиримый. И уже в 616 году вышел королевский указ, согласно которому все евреи должны были креститься. Начались притеснения, регулярные грабежи и погромы. Справедливости ради надо сказать, что вестготы относились ко всем покоренным народом весьма заносчиво, они презирали местное население. Захватчики с удовольствием грабили и убивали коренных жителей, считая своей собственностью все их имущество и их самих. Вот это их поведение и послужило тому, что, когда мусульмане пришли на Пиренейский полуостров, местные жители сдавали один город за другим без боя, приветствуя захватчиков как освободителей. Считается, что евреи Толедо тоже приняли мусульман, как избавителей. А вот городские легенды утверждают обратное. Будто жители Толедо, среди которых сефардов было очень много, отчаянно сопротивлялись. И не было у халифата подданых столь неспокойных, как толедцы. Но и они смерились. Более того, в еврейской общине появились высокообразованные евреи из северной Африки. Они пришли вместе с мусульманами. И еврейская община процветала.
Проблемы у евреев с арабами были всегда. Их эмиры не требовали поначалу от сефардов отказа от своей веры: они должны были лишь платить, как и христиане, двойные налоги.
«Общество, созданное халифами в Испании, было крайне несправедливым, — считает историк Сесар Видаль. — Иудеи, платившие непомерные налоги лишь для того, чтобы сохранить себе жизнь, не всегда могли достичь этой цели. Так, девятый век характеризовался постоянной резней в Кордове. На убийствах иудеев отводили душу соперничавшие между собой придворные арабские кланы. Так что, жизнь иноверцев всегда весела на волоске и зависела лишь от настроения того или иного халифа или иных правителей».И тем не менее, века мусульманского
владычества признаётся многими историками как золотой век еврейства.
Относительная терпимость со стороны мусульман довольно быстро сменилась репрессиями. Рассказывает Шай Шемер: « Проблемы у евреев с арабами были всегда. Но поначалу завоевателей привлекали знания в разных областях, которыми владели сефарды. И они их использовали в своем государстве. Правда, очень скоро начались преследования: евреи были вынуждены переселяться на север, в районы, отвоеванные у арабов испанцами в процессе реконкисты. Христианские короли были в то время более толерантными к сефардам».
Историк Шай Шемер убежден, что евреи переселялись туда, где к ним проявляли большую терпимость: «Они занимались различными ремеслами, архитектурой, торговлей, финансами, науками — особенно медициной и философией — и искусством. Среди сефардов были не только прекрасные ремесленники, к примеру, ювелиры, но и выдающиеся ученые. Надо сказать, что по части каких-либо знаний испанцы в те времена были слабоваты. Ведь они на протяжении нескольких столетий жили лишь войнами. Поэтому знающие, образованные люди ими ценились». И уже к ХI веку, пользуясь тем, что испанский король Альфонсо VI предоставил сефардам многие права, евреи хлынули в Толедо. Очень скоро еврейское население стало составлять большинство.
Евреи издавна селились по соседству, стараясь держаться общинами. Так и возник еврейский квартал, который простирался до Еврейских ворот. С 820 года квартал он был окружён крепостной стеной и имел собственную цитадель, где могли укрываться жители квартала. Фактически это был город в городе. Более того, в неспокойные периоды своих королевских отпрысков в этой цитадели прятали христианские короли. Ведь для того, чтобы добраться до них, нужно было приступом взять город, взять еврейский квартал - еще одну крепость, а затем уж цитадель. Трудно, правда? А уж евреи считались отличными воинами. Свои дома они защищали до последней капли крови.
Был и еще один еврейский квартал в Толедо, именовавшийся Алькана, он располагался близ католического собора и укреплён не был.
В ХIII веке положение евреев в Испании было благополучным благодаря королю Альфонсо Х Мудрому. Этот образованный монарх, сам поэт и философ, собрал при своем дворе ученых, писателей и художников разной веры и создал в тогдашней столице Испании городе Толедо переводческую школу, в которой, в частности, были переведены на испанский язык Библия — с оригинала, а не с греческого, Талмуд и Каббала. Король Альфонсо издал закон, который признавал за всеми гражданами страны свободу веры и запрещал насильственное крещение. Суббота была объявлена официальным выходным евреев, в этот день запрещалось заставлять их работать и вызывать в суд.
Последующие короли то лишали евреев всех прав, то призывали их на службу короне. Никто лучше евреев не вёл финансовые дела. Чем и пользовались наиболее мудрые короли.
I
Община Толедо вскоре стала наиболее значительной в Кастилии и одной из самых крупных в Испании; временами ее численность превышала десять тысяч человек (около трети всего населения города). Как свидетельствуют деловые бумаги толедских евреев, в 11–13 вв. им принадлежали пахотные земли, виноградники и пастбища (которые иногда сдавались в аренду), рабы, дома и лавки. Евреи Толедо занимались торговлей, включая куплю-продажу недвижимости, кредитным делом и многими ремёслами; коммерческие сделки и финансовые операции нередко осуществлялись в партнерстве с христианами. Наиболее зажиточные и влиятельные члены общины (например, представители семейства Ферузиэль, ведущие свою генеалогию от царя Давида) брали на откуп в Толедо, его окрестностях и во всей Кастилии сбор королевских налогов, а иногда (вместе с христианскими контрагентами) — податей в пользу церквей и монастырей. Мудрые евреи становились советниками королей.
В дочь одного из них, Ибрагима ибо Эгры, Ракель, на свою беду влюбился король Альфонсо VIII. Еврейка было так красива, что люди прозвали ее Эрмоза - прекрасная. В хрониках короля Альфонсо Х сохранилась эта история.
“И тогда король Альфонсо, в начале своего правления, женился на донне Леонор, но, согласно тому, что мы слышали, он увлекся еврейкой, чье имя было Эрмоза и забыл жену. Он развлекался с ней много времени. Он не мог покинуть ее ни на минуту, и не занимался ничем другим, и это продолжалось почти семь лет. Знатные люди согласились, что нужно спасать королевство, и решили убить ее и обвинить своего суверена в том, что они потеряли, и согласившись на этом, они пошли к королю, и в то время как одни говорили с ним, другие вошли в заветные королевские покои и убили ее, и многих кто был рядом с ней. Страсть короля была так велика, что он был вне себя от горя. Вассалы увезли короля из Толедо в место, которое называется Иллиескас. Там они говорили с ним, пока другие занимались еврейкой. Там явился к королю ангел, который сказал: Альфонсо, ты согрешил с еврейкой и Господь дал тебе ту кару, которую ты заслужил. Король стал молить Господа о милости. И сказал ему Ангел побойся Господа, это правда, что он потребовал того, чтобы твой грех был так бесцеремонно прерван. Ты должен править королевством, которым ты не правишь, ты должен заботиться о своей линии наследования, тем что ты натворил ты вызвал великую ярость Божью. Король очень опечалился и сказал: я сделаю то, что повелел ангел. С этого момента он всегда боялся Господа и творил только добро, и за свою жизнь совершил много добрых дел и подвигов, о которых я расскажу позднее в этой хронике”.
Историю эту знают все. Лопе де Вега написал пьесу. Лион Фейхтвангер создал изумительную книгу. Что уж говорить, история красивая. Но не является ли она лишь оправданием многочисленных военных неудач короля по прозвищу Благородный и Добрый. Должен же быть кто-то виноват? Кто же, как не евреи.
Евреи признавались виновными решительно во всем. Когда разразилась чума. Когда горожане задолжали много денег и не хотели отдавать. Когда корона не хотела расплачиваться по долгам. Да мало ли поводов отнять собственность еврея или убить его.
В 1391 г. в Толедо, как и во многих других городах Испании, произошли кровавые погромы (согласно еврейским хронистам, они начались 17 таммуза, то есть 20 июня, по христианским источникам — 5 августа). Погибли сотни евреев, включая видных деятелей общины, многие приняли крещение, и в Толедо образовались большие группы новых христиан. Погромщики сожгли или снесли почти все синагоги и бет-мидраши города. Эти события привели к глубокому экономическому и духовному упадку толедской общины, продолжавшемуся вплоть до изгнания евреев из Испании.
Как свидетельствуют королевские указы от 1397 г. и 1408 г., евреи Толедо были не в состоянии платить налоги; даже в 1439 г. община смогла внести в казну лишь семь тысяч мараведи. Вместе с тем и в конце 14 в. — в первой половине 15 в. среди евреев Толедо все еще встречались обладатели крупных состояний, бравшие на откуп налоги. В первые годы правления Фердинанда и Изабеллы среди придворных и крупных откупщиков были и толедские евреи.
Королева Изабелла была рьяной католичкой. Именно ее правление взрастило печально известного фанатика-инквизитора Торквемаду. К тому же корона должна была огромное количество денег еврейской общине, которая оплачивала ее кампании по завоеванию трона Кастильи.
И вот, находясь в 1480 г. в Толедо, Фердинанд и Изабелла принимают решение о проведении антиеврейской политики; созванные здесь кортесы утвердили соответствующие постановления.
После того, как Фердинанд и Изабелла издали 31 марта 1492 г. указ об изгнании из Испании всех евреев, исповедовавших иудаизм, некоторые еврейские семьи, жившие в Толедо, крестились, остальные покинули город.
Фердинанд и Изабелла поручили своему представителю Р. дель Меркадо составить реестр собственности толедских евреев, в том числе земель, жилых домов, лавок, общественных зданий и культовых сооружений (к концу 15 в. в Толедо насчитывалось 10 синагог и пять бет-мидрашей), оставленных на попечение городских властей или частных лиц. Впоследствии принадлежавшая евреям недвижимость (включая синагоги) была продана казной или передана церкви, монастырям и представителям знати. В продажу пошли даже надгробия с еврейского кладбища.
Новые христиане Толедо первоначально жили главным образом в еврейском квартале, а с 1480-х гг. — во всех частях города. Весь 15 век освещён кострами, на которых жгли новообращенных, процветали доносы, фальсификации и знаменитые процессы инквизиции. К 18 веку христиане, имевшие еврейскую кровь окончательно растворились в населении Испании. В Испании в то время проживало приблизительно семь миллионов человек. Количество сефардов колебалось от шестисот до восьмисот тысяч. Примерно треть из них крестилась, а две трети покинули страну. «Считается, что сейчас, благодаря сефардам, принявшим христианство, еврейские корни имеются более чем у 40% населения Испании»
Как же сложилась судьба изгнанного народа?
Исследователь истории сефардов Шай Шемер рассказывает: «После изгнания сефардов из Испании было немало стран, где их хорошо приняли. Причина все та же — земли они не просили и одновременно владели многими ремеслами и науками, а также были специалистами в области торговли и финансов. В той же Османской империи для них начался длительный период довольно спокойного существования».
Почти все евреи из Кастилии направились в Португалию. Те, кто проживал в Каталонии и Арагоне, отбыли на Балканы — в нынешнюю Грецию, в страны бывшей Югославию и Болгарию; андалузские евреи — в Северную Африку и Турцию. Османская империя проявила к сефардам наибольшую терпимость.
Особенно трудно было тем, кто оказался в Португалии. Им дали убежище всего на 8 месяцев, а потом выслали, оставив детей младше 13 лет и крестив их насильно. Многих посадили на корабли и высадили на побережье Гвинеи в Африке и на острове Сан-Томе и Принсипе. Здесь до сих пор встречаются темнокожие люди с семитскими чертами лица и можно услышать легенды из Ветхого завета.
Хуже всего сложилась судьба сефардов, перебравшихся в Румынию, Болгарию и на Балканы. Мало кто из них пережил Холокост. В нацистских лагерях еврейские девушки из Румынии пели национальные песни, положенные на народные испанские мелодии. Больше повезло тем сефардам, кому удалось перебраться в Голландию, где со временем появилась их большая колония.
Есть легенда, согласно которой, сефарды, покинувшие Толедо, унесли с собой ключи от своих домов. Эти ключи по сей день хранятся в еврейских семьях и передаются из поколения в поколение как величайшее сокровище. Как символ надежды, что высшая справедливость восторжествует, и евреи вернутся в цветущий Толедо.
Мы же оставим наш Толедо таким, как видел его в 12 веке Иехудан Бен Шломо аль-Джари.
«Я прибыл в обширный город Толедо, столицу королевства, который облачен в очарование господства и украшен наукой, показывая народам и князьям свою красоту. Потому, что туда переселились племена Господа. Сколько дворцов внутри, заставляющих светила бежать за великолепием своей красоты и великолепия! Сколько в нем синагог несравненной красоты! Там вся душа славит Господа. Среди их собрание святого семени, украшение которого - справедливость, столь же многочисленное, как полевые цветы».
Comments