Пилигримы меня поймут. Когда мы идём по Пути Сантьяго, наш постоянный спутник - ракушка. Она у нас на рюкзаке, она указывает нам направление. Ее с гордостью пристраивают испанцы на стенах и на дверях своих домов, как знак того, что они прошли Путь. Она изображена на гербах, которые украшают фасады старых домов на узких улицах городов и деревень по всей Испании. Давайте заглянем одним глазком в геральдику - незаметную дверь, что ведёт в живое прошлое, в давние времена, где живут благородные рыцари и прекрасные дамы.
Есть версия, что истоки свои геральдика берет в глубокой древности. От тех знаков и символов, которые использовали все народы и племена, что населяли землю. Жива геральдика и сегодня. Более того, это наука, университетская дисциплина.
На страницах Ветхого Завета мы встречаем первое упоминание об эмблемах, передаваемых из поколения в поколение и связывающих отдельную личность с родом, которому он принадлежит:
«Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих… И сделали сыны Израилевы всё, что повелел Господь Моисею: так становились станами при знаменах своих и так шли каждый по племенам своим, по семействам своим».
У народа франков таким символом был крест над кругом. У готов – крест или полумесяц. Да и Юлия Цезаря с его золотым орлом тоже не грех упомянуть.
Считается, именно крестовые рыцарские походы положили начало геральдике как особому искусству, язык символов которого был понятен абсолютно всем, в отличие от, скажем, обычной грамоты, так как навыком читать и писать в средние века владели далеко не все люди.
Но есть и противники этого мнения. Ведь на поля боя и щиты и одежда портились и пачкались очень быстро. А пышный расцвет геральдики в 12 веке связан со стремление подчеркнуть значимость своего «Я», что и нашло выражение в не знающем сомнений восторге по поводу пышности собственных одеяний и ярких украшений. И очевидным проявлением этого стало обзаведение личным гербом и флагом. Рыцарские турниры уж точно не могли обойтись без очевидных опознавательных знаков.
Таким образом, герб на щите рыцаря был чем-то вроде удостоверения личности, паспортом, если угодно, так как доносил миру всю важную информацию о его владельце: о происхождении рыцаря, его родословной, его подвигах и особых заслугах, о его характере и жизненных принципах.
Так что, если два рыцаря встречались на одинокой дороге, им одного взгляда на герб было достаточно, для того, чтобы уяснить – враги ли они друг другу или нет. Впрочем, узнавать друг друга издалека было полезным навыком не только на проселочной дороге, но прежде всего, на поле брани, где рыцари, с ног до головы закованные в железные латы, со шлемом на голове да с закрытым забралом, должны были знать, на кого меч поднимать.
В раннем средневековье гербы были лишь у тех, кто командовал собственной армией. Например, рыцари, идущие на войну или в крестовый поход, собирали из своих подданных отряды. Воины этих отрядов носили на себе знаки отличия своего господина. Родовыми знаками украшали и лошадей.
На поле брани родился красно-золотой герб Арагона. Французский король Карл Лысый в знак восхищения мужеством раненого Готфрида Арагонского обмакнул пальцы в кровь рыцаря и по золотому полю его щита провел четыре красных полосы.
Наступило время, когда гербы себе делали все, кто хотел. Даже простолюдины, не имевшие земли и не относящиеся к знати. К тому же сыновей в семьях было, как правило, несколько, были и бастарды. И каждый украшал себя гербом, пририсовывая к родительскому гербу кому что нравилось.
Все это вносило путаницу и вызывало бесконечные конфликты. Упорядочить правила создания гербов и порядок их наследования и была призвана геральдика. Родилась эта наука в конце 11 века. Тут же появились специально обученные люди - герольды. Без них часто невозможно было разобраться в информации, изложенной на гербе. Должность была очень почётна. Герольды назначались королем и в их ведении была хроника всех знатных домов Европы. Каждая знатная фамилия Испании за свою историю дала королевству не менее двух герольдов.
Герольдами преимущественно были люди высокообразованные для своего времени, хорошо разбиравшиеся в живописи, литературе. Им принадлежат первые сочинения по геральдике, написанные красивым, поэтическим слогом. В Германии был широко известен поэт-герольд второй половины 13 века Конрад Вюрцбургский, в стихах отразивший идеи теоретической геральдики.
Символы на гербах с течением времени видоизменялись, наполняясь новыми деталями. Вот, к примеру, символом всех пилигримов, идущих в Святую землю, был либо крест, либо морская раковина. И на гербах рыцарей, принимавших участие в Крестовом походе, появились кресты самых причудливых и замысловатых форм. Однако этот символ настолько часто встречается в геральдике и присутствует в таком множестве видов и вариантов, что очень немногие из тех, у кого сегодня в гербе присутствует крест, могут представить веские доказательства своих претензий на крестоносных предков.
На гербах рыцарей, которые впервые держали путь на Восток, изображались перелетные птицы, проводя тем самым параллель с воином-странником, который, подобно маленькой птице, также не имеет собственного дома.
Если на щите красовалась птица без крыла, или лапок – это означало, что обладатель такого герба был тяжко ранен в военном походе в Святую землю, сражаясь с сарацинами. Нет ничего удивительного, что подобный герб становился предметом гордости не только непосредственного виновника возникновения такого символа, а и его потомков.
Герб Педро Альварес де Толедо.
Герб начали создавать по определенным правилам. Нарушения их считались большим позором, чем даже поражение в поединке на турнире. Геральдика не допускала совершенно одинаковых гербов, того, чтобы, скажем, были изображены одни и те же сочетания птиц, зверей, оружия и т. д.
Основой герба считался щит. Известны пять форм западноевропейского щита: треугольный или варяжский; овальный - итальянский; квадратный с округлением внизу - испанский; четырёхугольный с заострением внизу - французский; фигурный, вырезной формы - немецкий. Дамы пользовались ромбовидными щитами.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы и меха - горностай и белка. Из металлов употребляли золото и серебро. Гербы обычно были рельефными. При таких выпуклых изображениях фигуры чаще были не золотыми, а только позолоченными. Золото изображалось, естественно, золотой или желтой краской, серебро — серебряной.
Бывали случаи, когда герб невозможно было изобразить красками, к примеру на серебряной посуде и других вещах, принадлежавших гербовладельцу. Чтобы все-таки дать представление о красках герба, прибегали к определенной штриховке. Каждую краску заменяли условными графическими изображениями: красный цвет — вертикальными линиями, голубой — горизонтальными, зеленый — диагональными линиями справа, пурпурный — диагональными линиями слева, черный — взаимно пересекающимися линиями. Золото давалось черными точками на белом поле, серебро — белое поле без штриховки.
Герб на доме маркизов де Виллафранки.
На верху щита, вплотную к нему, помещался шлем — обычная рыцарская принадлежность. Причем шлемы отличались друг от друга. Королевский, например, изображался золоченым и открытым, дворянский — стальным и открытым. Женщины вовсе не употребляли в гербах шлемы.
С XV в. шлемы увенчиваются коронами, устанавливающими ранг своих титулованных владельцев. По достоинству короны подразделялись на императорские, королевские, княжеские, герцогские, обычные дворянские и т. д. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах — между щитом и шлемом. Если шлемов было несколько, то каждый из них венчался короной.
Пчела на гербе указывает на то, что владелец принадлежал ордену тамплиеров.
Кроме корон, в геральдике употреблялись каски, тюрбаны, береты, папские тиары, кардинальские и епископские шляпы и т. д
На щите определенного цвета размещался какой-нибудь символ. Каждый владелец герба, кичась своим богатством, стремился нанести на щит как можно больше различных вещей. Возникла необходимость делить щит на несколько частей, каждая из которых имела свой цвет. Общепринятыми были пять цветов: красный, голубой, зеленый, пурпурный (фиолетовый) и черный. На любой однотонной части щита размещались фигуры: оружие, звери и птицы, а также огонь, вода, солнце и т. д.
Из-под венчающей щит короны спускалось своеобразное украшение — намёт. Он символически изображал плащ, который рыцари набрасывали поверх доспехов для предохранения их от перегрева под лучами жаркого солнца. В длительных крестовых походах, боях плащ неизбежно изнашивался, превращался в лохмотья, и вот именно эти живописные лохмотья получили отражение в гербе в качестве орнаментального рисунка. Для каждой страны и эпохи рисунок был иным.
Множество гербов напрямую отражают фамилию или род занятий семьи. Такие гербы называются гласными. Вот, например, на гербе фамилии Торрес изображена башня.
Французская фамилия Буессо обозначает почти буквально «три хлебные кадки», фамилия Шабо — «речные бычки», Оша — «испуганная кошка», Эрисе — «три ежика». Такие эмблемы и присутствуют на гербах людей с этими фамилиями.
А на гербе фамилии Медичи красуются пять красных пилюль на золотом фоне в знак происхождения фамилии (медик, аптекарь).
На старинном доме нашего знакомого скульптора, что живет в Виллафранке дель Бьерсо , изображено дерево. А именно орех. Фамилия скульптора Nogueira, от слова nogal (орех). Вот его герб. А вот он сам). Потомок благородного рода.
Продолжение следует.
Comments