Личность первого короля Астурийского Пелайо, история его сопротивления мусульманскому завоеванию скорее похожа на легенду, чем на быль. Однако, судить не нам, нам же досталось внимать истории, передававшейся из уст в уста и записанной в летописях. Что мы с вами и сделаем.
В те времена, когда вестготы правили Иберийским полуостровом, жил на свете молодой дворянин Пелайо из знатного готского рода. Отец его Фавил в результате конфликта с королем вестготов Витицей, был им убит. Пелайо пришлось немедленно бежать от двора и укрыться в кантабрийских землях, которые с давних времен принадлежали его семье.
После смерти короля Витицы на трон взошёл Родриго, фигура весьма противоречивая. Пелайо, будучи сторонником нового короля, вновь прибыл ко двору. Он занимал должность в Королевской гвардии и участвовал в знаменитой битве при Гвадалете в 711 году. Как известно, вестготы потерпели сокрушительное поражение, и Пелайо вновь вернулся в Астурийский земли, якобы, охраняя вывезенные несметные сокровища короля вестготов.
Неприступные Астурийский горы с древних времён считались стенами, воздвигнутыми рукой Бога. Старые летописи сравнивают оборонительную прочность этих скал с неприступными стенами имперского Толедо.
Коренные жители за столетия римского присутствия смешались с римлянами, переняли многие их культурные традиции и экономические законы. Вестготские варвары- завоеватели были жестоки и высокомерны с местным римско-иберийским населением, грабили и разоряли города и деревни. При этом готская знать постоянно воевала между собой. В результате в стране наступил голод и обнищание. Все это привело к тому, что коренные жители полуострова не сопротивлялись мусульманам, ожидая от них избавления от тирании вестготов. Всего пять лет понадобилось мусульманам, тому установить на иберийском полуострове свою власть.
Мусульмане пришли с богатством, они несли новые знания, уважали местные традиции, и население полуострова легко адаптировалось к новым порядкам. Только немногие сопротивлялись завоевателям, и среди них была семья Пелайо.
О пребывании Пелайо в Астурийский горах известно немного. Разве что история о том, как дон Пелайо, преследуя некого злоумышленника на своих землях, в скалах близ Ковадонга обнаружил пещеру, где перед самодельным алтарем девы Марии молился отшельник. Преисполненный почтением к святой, Пелайо пощадил злодея. И тогда отшельник, поблагодарив Пелайо за доброту, предсказал ему, что пещера эта вскоре станет для него благословенными спасением.
Группы вестготов, зная горы как свои пять пальцев, своими набегами и военными стычками досаждали мусульманам. Губернатор севера полуострова, бербер Мунуза, обратился к астурийский вождям с предложением покориться и решить дело миром. Но астурийский вожди, во главе с Доном Пелайо собрались в 718 году в Кангас-де-Онис и отказались платить мусульманам налоги, не желая признавать главенство завоевателей.
То тут, то там вспыхивали восстания. Пелайо был схвачен и отправлен в Кордобу, но по дороге он сбежал. Вместе с горсткой астурийцев он вновь укрылся в горах.
Так началась война между Пелайо и губернатором Мунуза, который стал наказывать повстанцев, нападая на деревни, сжигая все на своём пути. Но положить конец восстаниям Мунуза не смог. Он попросил Кордобу о помощи. И получил ее. Сто восемьдесят тысяч человек прибыли из Кордовы.
И христианские и арабские летописцы рассказывают нам о битве при Ковадонге, возможно, мусульмане излагают лучше и достовернее, чем христиане и передают подробности в соответствии с произошедшими событиями. Главное в в оценке достоверности летописей следует видеть в том, что летопись христианская датируется 12 веком, арабы же записывали все именно тогда, когда события происходили. А мы помним, что в нашем повествовании речь идёт о 8 веке. Оба уверяют нас, что в Ковадонге произошла великая битва между жестокими и многочисленными арабскими войсками под командованием Алькамана и группой христиан, скрывающихся в пещере, число которых арабские летописцы оценивают в триста, в то время как некоторые христиане называют цифру их до трех тысяч.
Запертые в пещере христиане питались исключительно мёдом диких пчел, живущих в пещере, день и ночь они неустанно молились Пресвятой Деве. Осаждавшие пещеру мусульмане были сбиты с толку тем, что вместе со стрелами в них летело множество камней, направляемых невидимой рукой. Многие из них были убиты. Другие же испуганно обратились в бегство. И когда они выходили из ущелья, гора внезапно обвалилась и похоронила арабскую армию.
Без чуда в этой битве, видимо, не обошлось. Считается, что именно Пресвятая Дева помогала христианам.
Эта победа христиан у Ковадонги ознаменовала начало королевства Астурия. Пелайо был объявлен королем зарождающегося государства. С этого дня началась знаменитая Реконкиста.
Такова история битвы при Ковадонге по версии христиан, изложенная в 12 веке и дошедшая до наших дней.
Арабская версия ждёт нас в следующем рассказе.
Comments